Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Все дальше от «Газпрома», или Новый газовый коридор для Украины

7 ноября 2013, 12:05 3

Украина, Хорватия и Венгрия договорились расширить существующие трубопроводы, чтобы создать коридор, по которому будет транспортироваться природный газ через три страны, и подключиться к запланированному Трансадриатическому газопроводу (ТАГ) в Южной Европе.

За счет диверсификации поставок газа коридор позволит повысить безопасность энергопоставок в регионе и помочь сдерживанию зависимости Европы от российского газа после того, как из-за ценовых разногласий с Украиной были сорваны поставки в Европейский Союз.

«Новая инфраструктура позволит нам отправлять газ на восточно-европейские рынки», — сказал хорватский заместитель министра иностранных дел Йошко Клисович. При этом он добавил, что премьер-министры стран готовы скоро подписать договор. В Хорватии коридор должен быть подключен к терминалу сжиженного природного газа на острове Крк, так же, как и к Трансадриатическому газопроводу на юге страны, заявил Клисович.

6 ноября премьер-министр Украины Николай Азаров и вице-премьер, министр госуправления и юстиции Венгрии Тибор Наврачич обсудили вопрос необходимости скорейшего подписания меморандума о создании Адриатического газового коридора.

Ранее еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер заявил, что стороны уже согласовали последние детали проекта. «Новая трубопроводная система предназначена для взаимосвязи и реверсивных поставок, она будет работать в наших общих интересах для интеграции Украины в европейский внутренний рынок», — отметил он.

Зачем европейцам TAP (Trans-Adriatic pipeline)?

TAP, к которому, собственно, и планируют подключиться Украина, Хорватия и Венгрия, — приоритетный проект для ЕС на пути к независимому от России энергетическому рынку. Он призван транспортировать газ из Каспийского региона в Италию с границы Турции и ЕС, через Грецию и Албанию. Газ, который будет производиться в ходе второго этапа разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шахдениз», рассматривается в качестве основного источника для проекта.

Первоначальная мощность трубопровода TAP составит 10 млрд куб. м в год с возможностью расширения до 20 млрд. Акционерами TAP являются швейцарская AXPO (42,5%), норвежская Statoil (42,5%) и немецкая E.ON Ruhrgas (15%). Проект может финансироваться за счет средств ЕС и заинтересованных компаний.

Стоит сказать, что рассматривать каспийский газ в качестве нового источника голубого топлива Европа начала достаточно давно. Этот вопрос до лета текущего года не один год существовал на уровне политических заявлений и прогнозов. Довольно длительное время решалась проблема трубопроводной инфраструктуры для поставок газа. Не решена она и по сей день. Процесс движется пока только на бумаге.

В качестве варианта транспортировки каспийского газа в Европу Турецко-азербайджанский стратегический тандем предложил Трансанатолийский проект TANAP. Группа компаний в составе норвежской Statoil, немецкой E.ON, швейцарской Axpo — в свою очередь, Трансадриатический трубопровод ТАР как продолжение TANAP через территорию Греции и Албании, через Адриатику к южной Италии. В некоторой степени похожими проектами являются Nabucco и Южный поток. Последний сегодня, однако, не входит в список приоритетных для ЕС из-за своей дороговизны.

27 июня нынешнего года консорциум по разработке месторождения «Шах Дениз» с запасами газа в 1,2 трлн куб. м объявил о выборе проекта Трансадриатического газопровода (ТАР) в качестве маршрута транспортировки своего газа на европейские рынки. Вторым трубопроводом, который конкурировал за транспортировку азербайджанского газа в Европу, был Nabucco West. Nabucco Gas Pipeline International GmbH, в свою очередь, опубликовала заявление, в котором не согласилась с решением консорциума, хотя и отметила, что решение было принято с точки зрения экономической целесообразности, на основе сравнения двух рынков и потребителей. Начало строительства ТАР планируется в 2015 году. Первые поставки газа в рамках этого проекта в Турцию начнутся в 2018 году, а в Европу — в 2019-м.

Хотя поставщик азербайджанского газа в Европу определен, «кончину» Nabucco West предсказывать было бы преждевременно. Не исключено, что в конечном итоге реализованы будут оба проекта. «По мере развития проекта «Шахдениз-2», по мере увеличения ресурсной базы Азербайджана возможна реализация сразу двух трубопроводных проектов одновременно», — считает руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.

Партнер и аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что к началу 2018 году Европа уже сможет получать каспийский газ. «К этому времени должно начаться освоение месторождения «Шахдениз-2». Не исключено, что ЕС и Баку сможет договориться с Ашхабадом по поставкам туркменского газа. К проекту могут подключиться и другие поставщики, например, Северный Курдистан», — считает Крутихин. По его словам, ЕС рассматривает Южный газовый коридор как многоэтапный проект и рассчитывает получить до 40 млрд куб. м газа в год. Nabucco West позволит удовлетворить от 8 до 10% потребности европейских стран в газе.

Его мнение поддерживает азербайджанский эксперт, руководитель европейского бюро «Вестника Кавказа» Орхан Саттаров: то, что азербайджанский газ пойдет в Европу, эксперты не сомневаются, если, конечно, не произойдет форс-мажора. «Оба проекта, и Nabucco West, и TAP, имеют политическую поддержку США и Европы, поскольку оба они в конечном итоге открывают путь для каспийского газа на европейские рынки».

Дойдет ли каспийский газ до Украины?

Будет ли Украина потреблять газ из Азербайджана, а если повезет, и из Туркменистана — вопрос не только времени. Первое, чего не достает в украино-азербайджанских энергетических отношениях, — это газовая инфраструктура для прокачки голубого топлива украинским потребителям. Россия свои газопроводы для диверсификации поставок газа в Украину и, соответственно, снижения зависимости от ее же газа не предоставит, что вполне логично. Да и Трансадриатический газопровод появится сравнительно не скоро, не говоря уже о трехстороннем коридоре Украины, Венгрии и Хорватии.

Стоит отметить конкретные усилия Украины во имя сотрудничества с Азербайджаном в энергетическом вопросе. Во время многочисленных встреч руководств обеих стран на высшем уровне обсуждались различные вопросы из этой плоскости: от поставок труб для новых газопроводов из Азербайджана в Европу до поставок газа в Украину через потенциальный отечественный СПГ-терминал.

Даже если опустить всевозможные сомнения по поводу реализации TAP на практике, встает вопрос о наличии достаточных объемов голубого топлива в нем для третьих стран. Покупателями азербайджанского газа со второй фазы освоения каспийского месторождения Шах Дениз-2 станут Shell, Bulgargas, Gas Natural Fenosa, Greek DEPA, немецкая E.ON, французская GDF Suez, итальянские Hera Trading и Enel и швейцарская AXPO.

В сентябре между компаниями и Азербайджаном была подписана соответствующая документация. Страны же, которые планируют присоединиться к Трансадриатическому газопроводу (в том числе и Украина с Хорватией и Венгрией с помощью своего коридора), смогут рассчитывать на оставшийся газ. Сколько его будет и будет ли он, сказать сложно.

Остается фактом то, что официальный Азербайджан не против продавать газ всем, кто его захочет покупать. Так, посол страны в США Элин Сулейманов, комментируя выбор ТАР в качестве газотранспортной мощности для доставки азербайджанского газа в Европу, уточнил, что решение само по себе не означает, что другие страны, расположенные вдоль маршрута, будут лишены азербайджанского газа.

«Даже сейчас мы говорим, так сказать, о соединениях, возможно, в будущем в Болгарию, Румынию и другие страны, которые будут снабжены большим количеством и объемами азербайджанского газа. В общем-то, что мы имеем, это по-настоящему большой вклад Каспийского региона в обеспечение энергетической безопасности Европы. Это долгожданное решение», — сказал Сулейманов.

Имел ли господин посол в виду среди других стран и Украину, сказать сложно. Но еще годом ранее посол Азербайджана в Украине Эйнулла Мадатли заявил: «В Украину будем поставлять газ из Шахдениз-2, ориентировочно с конца 2017 года». К тому же это было предусмотрено меморандумом, который подписали президенты Украины и Азербайджана Виктор Янукович и Ильхам Алиев в Давосе еще в 2011 году.

Также во время сентябрьского визита в Азербайджан премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял журналистам о подготовке к технико-экономическому обоснованию поставок газа из этой страны. По его словам, до 2014 года Украина намерена начать покупку у Азербайджана 2 млрд куб. м газа в год, а после 2014 года эта цифра возрастет до 5 млрд куб. м газа. Однако пути доставки газа глава украинского правительства не уточнил.

Коридор к энергонезависимости

Даже если газа из TAP Украине не видать в силу технических или любых иных трудностей, газовый коридор с Хорватией и Венгрией предоставляет ей уникальную возможность доступа к хорватскому и польскому LNG-терминалам, что можно даже трактовать как некое внедрение Украины в Европейский рынок газа. Хорватский терминал должен быть построен к 2017-18 году, а польский может быть сдан в эксплуатацию уже в следующем году.

Директор Центра энергетических исследований «Номос» Михаил Гончар говорит, что суть газового коридора сводится к сооружению нескольких интерконнекторов, которые соединят уже существующие газовые мощности нескольких стран. Для Украины особенно интересен строящийся на хорватском остове Крк терминал, что является элементом другого коридора «Север – Юг», в рамках которого он будет соединен через Чехию, Словакию и Венгрию с польским LNG-терминалом на Балтике.

«Польский терминал в данный проект не входит, но в принципе на фоне того шага, который был сделан правительством Украины вместе с правительством Венгрии и Хорватии по, скажем так, институционализации адриатического коридора, логичным было бы появление и Балтийского коридора через Польшу», — говорит Гончар.

Он добавляет, что в комплексе все это надо рассматривать именно как создание инфраструктуры для будущего коридора «Север – Юг», который сейчас реализуется в формате деятельности стран Вышеградской группы, и присоединение к ним Украины означает, что работает формула Вышеград — Украина, поэтому это очень важный шаг.

Доступ Украины к LNG-терминалам континентальной Европы способен внести свой вклад в диверсификацию поставок газа.

При этом частично решается проблема и отсутствия собственного терминала в Украине. При реализации его строительства Украина столкнулась с неразрешимой проблемой прохождения танкеров через Босфор, что блокирует решение этого вопроса. Таким образом, создание Адриатического коридора, по сути, является некой альтернативой турецкому маршруту, который для Украины теперь сложен и маловыгоден. Осталось лишь реализовать его на практике и по возможности подключить к процессу диверсификации Польшу.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях