Об уровне украинской медицины лучше всего говорит показатель средней продолжительности жизни в стране. Из 192-х стран мира, Украина по этому показателю занимает 121-е, а среди государств Европы – и вовсе последнее место.
Мужчины в Украине живут в среднем чуть более 62-х лет – это усредненный показатель соответствует таким странам, как Мадагаскар, Вануату или Бангладеш. Подобная статистика весьма откровенно говорит, что необходимость многое изменить в украинском здравоохранении назрела уже давно.
Отечественная медицинская система, доставшаяся Украине в наследство от Советского Союза, в новых рыночных условиях оказалась неэффективной. Страна требовала перемен и… она их получила.
Еще несколько лет назад было объявлено о реформирования украинского здравоохранения, однако уже пилотные проекты, внедряемые в отдельных регионах, показали первые сбои. Реформа, которую ждало общество, и которая действительно необходима государству… еще больше отдалила доступную медицину от народа.
Советская система здравоохранения, по лекалам которой до последнего времени и жила Украина, базировалась на следующих принципах:
- бесплатность;
- общедоступность;
- квалифицированность;
- профилактическая направленность.
При этом охрана здоровья населения считалось приоритетной задачей не только для министерства здравоохранения, но и для всех государственных и общественных организаций.
Это означало, что свою закрытую сеть здравоохранительных учреждений имело практически каждое ведомство – железнодорожники, шахтеры, военные и т.д. Подобная система способствовала тому, что по всему Советскому Союзу (и, соответственно на территории Украины) строились крупные специализированные и многопрофильные больницы, поликлиники, диспансеры, санатории и пр.
Затраты на содержание такой системы были колоссальные, однако и эффект она также давала немалый. Главным же ее «математическим показателем» оставалось количество больничных коек. В Советской Украине накануне распада СССР этот показатель превышал 600 тысяч коек – больше, чем в таких странах, как ФРГ или Франция. Количество врачей в «той» Украине также впечатляло – порядка 170-ти тысяч.
Насколько же финансово эффективной была советская система здравоохранения, сейчас судить достаточно сложно, однако по некоторым своим базовым показателям она производила впечатление.
Например, население СССР по сравнению с царской Россией смогло удвоиться всего за 50 лет (показатель солидный, с учетом потерь в Великую Отечественную войну). Исключительно низкой в те времена была и детская смертность (один из самых низких в мире!). Однако у всей этой системы был один существенный недостаток. Она могла в таком виде существовать только вне рыночных условий, при которых труд врача не измерялся текущей потребностью, а население медицинскую помощь получало, как нечто должное, причем – бесплатно.
После развала Союза, медицинский бюджет независимой Украины даже в первом приближении нельзя было сравнить с аналогичной статьей расходов Украины советской. Наша страна получила в наследство почти 5000 тысяч медицинских учреждений, значительная часть которых являлась крупными специализированными центрами узкого профиля.
Однако должного финансирования этих центров уже не было. В результате, советский принцип «массовости» медицины остался (например, медицинских заведений всех уровней – от амбулаторий до поликлиник в Украине все еще больше, чем в любой другой стране Европы, кроме России), а вот «доступность» медицины осталась лишь на декларативном уровне.
Та же Конституция Украины гарантирует для населения бесплатную медицину, но «бесплатность» давно уже заключается только в том, что рядовой украинец может бесплатно только обратиться за помощью к врачу государственной больницы. По сути, «бесплатная медицина» свелась только к бесплатной же консультации у врача.
Поэтому коренная реформа всей системы здравоохранения Украине однозначно необходима, однако то, КАК проводится эта реформа, вызывает определенный скепсис и даже разочарование.
А хотят все сделать масштабно и эффектно. Суть реформы заключается в том, чтобы создать трехуровневое звено предоставления медицинской помощи. Если сейчас каждый район имеет центральную больницу, вокруг которой действуют подотчетные ей «филиалы» – пункты скорой помощи, амбулатории, детские поликлиники, тубдиспансеры и пр., то теперь от такого принципа намерены отказаться.
На нижнем уровне планируется создать госпитальные округа, где главное место отводится амбулаторно-поликлиническим заведениям. Второй уровень – это уже специализированные клиники. Третий, самый высокий, высокоспециализированный (именно на этом уровне планируется проводить самые сложные операции).
Мотивации Минздрава, обнародованные в середине мая этого года, на первый взгляд кажутся логичными. «Семьдесят пять процентов обращений граждан за медицинской помощью решаются на уровне скорой помощи и терапевтов», – заявила г-жа министр здравоохранения. Следовательно, исходя из такой логики, населению в первую очередь нужны врачи широкого профиля, то есть «семейные врачи», а не узкие специалисты.
Нет никаких оснований сомневаться в приведенной статистике. Однако основные причины такого положения дел г-жа министр мастерски обходит стороной.
Существуют два объективных фактора, объясняющих почему население в подавляющем большинстве случаев заканчивает свое «лечение» у терапевта.
Во-первых, медицина в Украине бесплатна только на уровне консультаций. А бесплатные консультации как раз и предоставляет терапевт.
Во-вторых – крайняя бедность большинства населения, которое после визита к терапевту занимается аптечным самолечением. Позволить себе проходить специализированный курс лечения в «бесплатных» украинских больницах могут далеко не все наши сограждане.
А вот об общей эффективности «семейной медицины» (которую, по сути, и олицетворяют терапевты), красноречиво свидетельствует показатель уровня смертности населения страны.
На самом же деле происходит банальнейшая вещь. Под вывеской «реформируем медицину», в Украине проводится так называемая «оптимизация медицинских учреждений», а попросту говоря – их массовое закрытие.
В принципе, мотивы этого понять несложно. Содержать огромное количество медицинских учреждений при таком мизерном финансировании, по крайней мере, нецелесообразно. Бесплатной медицины не существует, а качество услуг в большинстве больниц крайне низкого уровня.
Но и то, что сейчас происходит, реформированием в полном понимании этого слова тоже не назовешь. Создание «госпитальных округов» является ничем иным, как уменьшением числа существующих районных больниц до одной на нескольких районов. И если пока из среднестатистического села до районой больницы сейчас приходится ехать, в среднем, по 20-30 километров, то вскоре это расстояние может вырасти до 80-90 км.
При обязательном сокращении врачей на 40-50% и увеличении количества пациентов приблизительно в 2-2.5 раза, вряд ли можно утверждать, что улучшится само «качество услуг», о котором заявляют в Минздраве.
Но самое страшное, что происходит при такой оптимизации – Украина теряет высококвалифицированные медицинские кадры. Какой бы архаичной действующая система здравоохранения не была, и как бы сильно не сдали за последний двадцать лет медицинские вузы в сравнении с советским периодом, у нас остается одно светлое пятно – украинские врачи по-прежнему остаются одними из лучших в мире.
При этом речь идет как раз о врачах узкой специализации – хирургах, офтальмологах и т.д. А именно эта категория врачей подпадет в первую очередь под сокращение (впрочем, не стоит забывать и о сотнях людей более низкой квалификации или смежных профессий – медсестер, санитарок, водителей, которые массово очень скоро окажутся безработными).
Крайне негативно к проведению реформы относятся и сами врачи. Так, ни один из столичных врачей, а также их коллег из Винницкой и Днепропетровской областей, с которыми мне довелось встретиться или переговорить по телефону, слова доброго не сказал о проводимой медицинской реформе. Вот выдержка из беседы с врачом и экспертом Фонда общественной безопасности Виталием Скороходовым:
– Что хорошего вы можете сказать о реформе?
– К сожалению, ничего позитивного о реформе я сказать, в принципе не могу, вся она – это сплошной негатив. Во-первых, они (чиновники – авт.) нарушают 49 статью Конституции, согласно которой у нас запрещено закрывать действующие медицинские учреждения.
– Я был на пресс-конференции Раисы Богатыревой, и она утверждала, что ничего в Украине не закрывается.
– Так ведь они пошли хитрым путем. Они официально не закрывают, а «перепрофилируют» учреждения. Скажем, стояла в райцентре больница, а на ее месте оставляют амбулаторию. Формально медицинское учреждение осталось, только вместо 80-ти работающих людей, там теперь пятеро.
– Какие еще негативные стороны реформы?
– Да их масса! Возьмем тот же переход на семейную медицину. Сейчас в Украине не хватает приблизительно 50 тысяч семейных врачей. Где их берут? Берут готовых врачей других профессий, и просто на их дверях меняют табличку.
Был терапевт – стал семейным врачом, был хирургом – тоже теперь семейный врач. А представляете, каково человеку, который, скажем, двадцать лет работал хирургом, а теперь ему нужно заниматься совсем в другом профиле?
– А что станет с медициной на селе?
– Там произойдет полная катастрофа. Если в крупном городе семейный врач имеет еще сравнительно компактный участок, на котором проживает приблизительно 800 человек, то в селе на одного такого врача будет приходиться уже 2-3 тысячи человек. О каком поднятии уровня квалифицированной помощи мы можем тогда говорить?
Есть и организационные несуразицы. Например, заработная плата врачей теперь будет рассчитываться не по какой-то понятной формуле, а зависеть исключительно от главврача конкретного медицинского учреждения. А это уже вносит в их рабочую деятельность мощное влияние субъективного фактора.
Как мне сказал один из участковых врачей киевской поликлиники, пока «можно быть на ножах с завотделением, но если ты профессионал, тебя рублем наказать не могут». По новой системе, теперь нужно будет в первую очередь быть любимцем у руководства, а уже потом – заботиться о повышении своего профессионализма.
Еще один, крайне существенный момент проводимой реформы – распределение финансирования среди медицинских учреждений.
Согласно проекту, первые два уровня заведений – амбулатории, станции скорой помощи, окружные больницы – будут финансироваться исключительно из местных бюджетов. На госбюджет ложатся только профильные медицинские центры. Для дотационных же регионов, которых в Украине абсолютное большинство, это означает, что финансирование медицины опустится на еще более низкий уровень, нежели сейчас.
По сути, речь идет о том, что государство фактически открещивается от финансовых обязательств по содержанию народного здравоохранения. «Это будет мягкий геноцид населения. Никто не сможет ничего вылечить, кроме легкой простуды», – вот мнение Виталия Скороходова. И с ним очень трудно не согласиться.
И последнее. Прежде чем начинать преобразования, касающиеся абсолютно всех жителей страны, неплохо было подключить к этому главных специалистов – врачей.
А так все вышло традиционно по-украински. «Блестящие идеи» родились у кабинетных чиновников, которые и понятия не имеют, что такое практическая медицина, а всех врачей Украина просто поставили перед фактом – «у нас теперь семейная медицина».
Удивляет, собственно, не сам подход к решению проблемы – он то, как раз, традиционен. Удивляет та легкость, с которой разрушается и рушится старая система здравоохранения, а на замену ей выдвигается общетеоретическая фикция. Ведь чиновники и их близкие тоже ходят в больницы. А после такой «реформы» ходить уже будет некуда…
Комментарии
12Что тут комментировать. Посмотрите какие усадьбы сынок себе грохает, за бюджетные деньги, а наши проститутки СМИ боятся спросить у "гаранта" на какие шиши. Ну а то, что народ от богастыревских тендеров мрет-так это же не депутатское ворье-просто быдло.
находясь в ситуации,когда промышленность почти не работает,содать медицину с профилактической направленностью невозможно,Тем более,что наша экономика не есть социально направленной.ПР обслуживает олигархов и прочих нуворишей,кот.являются эффективными собственниками-для себя,любимых...Сокращение затрат на соу.программы-вот цель всех их преступных реформ...
находясь в ситуации,когда промышленность почти не работает,содать медицину с профилактической направленностью невозможно,Тем более,что наша экономика не есть социально направленной.ПР обслуживает олигархов и прочих нуворишей,кот.являются эффективными собственниками-для себя,любимых...Сокращение затрат на соу.программы-вот цель всех их преступных реформ...
Показатель средней продолжительности жизни в любой стране говорит об уровне жизни и медицина здесь не при чем. Медицина влияет на здоровье нации только в 10-12%...К сожалению, советская медицина была только на словах направлена на профилактику, а на деле-на лечение...Главным показателем для системы "охраны здоровья" было количество коек в стационарах и количество пролеченных больниц...Врачам было да и сейчас выгодно, чтобы люди почаще болели и несли им деньги...Никому пока не выгодна здоровая нация, кроме отдельных людей...Геноцид есть, но это "автогеноцид".
Люди не знают меры ни в чем-переедают, курят, выпивают, нередко пьют,ведут пассивный образ жизни...Но потом им всем кто-то виноват...Так жить удобнее, моя хата с краю...
Ощутил реформы на себе. Лечение инфаркта обошлось в 5000 грн за 10 дней. Продукты питания не учитываю. На карманчик медперсоналу не учитываю. Так будьте все здоровы! Пенсионер.
Еще бы население поменять на германцев...
сразу видно, что вы не сталкивались вы с серьезными проблемами в лечении себя и близких. В статье правда,хотя на самом деле она страшнее, геноцид одним словом.
Статья полна бреда и несуразиц и выдумана журналистом не выходя из кабинета. Что значит сейчас можно быть на ножах с главрачом, но за это рублем не ударят? Где автор такое видел?
Именно ДО проведения реформы нигде нельзя было вылечить ничего кроме простуды. А после реформы это будет можно сделать хотя бы в профильных центрах.
за большие деньги, которых нет у простых граждан, и кто установит, в какой профильный центр нужно больному обращаться? Тот-же терапевт? А их может понадобиться несколько. И опять выкачка денег - анализы, УЗи МРТ и т. д.
Низкая продолжительность жизни имеет социально-экономичные причины, а также культурные и георгафические. Пить у нас как буду так и не перестанут, также и с курением, прими ты хоть тысячу законов о запрете курения. Один минздрав не в силах с этим бороться!
По учились бы у послевоенной Германии, и не нужно заново изобретать велосипед!
Еще бы население поменять на германцев...