«К сожалению, в последнее время система поступления стала непрозрачной»
Вопрос: Станислав Игоревич, как сегодня живется студентам в нашей стране?
Ответ: Студентам в нашей стране не очень легко живется. Потому что те проблемы студенчества, которые были еще с начала независимости Украины, остались до сих пор. Речь идет о качестве образования, о качестве аудиторных условий, о качестве жилищных условий и вообще о необходимом количестве общежитий для студентов. Можно по сегментам разобрать эти проблемы.
Первое: момент поступления. К сожалению, в последнее время система поступления стала непрозрачной. Если раньше было понятно, что в ходе внешнего тестирования, чтобы стать студентом, нужно набрать определенное количество баллов, то сейчас появился средний балл аттестата, оценка собеседования, творческих конкурсов, и поэтому нельзя сказать, что все прозрачно и понятно для абитуриента.
Следующее: когда студент учится, даже если он поступил на бюджет, то очень велика вероятность того, что после первой-второй сессии он может вылететь. Потому что те студенты, которые не платили за поступление, должны каким-то образом это отработать. Например, давать взятки за экзамены, зачеты и т. д. Точно так же существует конкуренция при поселении в общежитие: мест не хватает на всех, иногда там бывает плохое отопление в зимний период — особенно это касается вузов в отдаленных регионах Украины — и, таким образом, недостаточно комфортные условия проживания.
И качество образования оставляет желать лучшего, потому что нельзя сказать, что используются все передовые мировые техники и методики, есть большой разрыв между тем, чему обучают в университетах, и тем, что реально нужно при трудоустройстве. Это огромная проблема, потому что она не решается, и действительно после вуза студенту тяжело найти работу, потому что он абсолютно неквалифицированный под определенную фирму, потому что навыки даются теоретические, общие, а надо конкретно знать, что делать на рабочем месте. Это то, что касается проблематики студентов в Украине.
Вопрос: Все чаще украинцы едут после четвертого курса получать образование за рубеж. Насколько там лучше условия для учебы?
Ответ: За границей есть условия, необходимые для цивилизованного получения образования. Это и нормальное оборудование для обучения, и достаточные материально-технические и аудиторные условия, и хорошее, комфортное место проживания, на уровне наших двух-трехзвездочных отелей, и нормальное расселение по два человека или даже больше, но все равно это комфортные условия.
Кроме того, если человек учится за рубежом, то он более адаптирован к европейским стандартам, а значит, ему легче найти работу, особенно имея диплом иностранного вуза. Тем более, что за границей больше внимания уделяется практическим навыкам во время получения высшего образования, то есть, работодателям такие молодые специалисты более импонируют. К тому же, выпускники вузов имеют определенные преимущества в зависимости от страны трудоустройства, где им может быть гарантировано достойное рабочее место. В госсектор молодежь берут с удовольствием. Даже по странам Прибалтики молодым специалистам при трудоустройстве платят от 500-700 евро. Вот такие гарантии, льготы. Точнее, все же гарантии, потому что все льготы там давно монетизированы, и все гарантии обеспечиваются государством.
«С третьего-четвертого курса студенты идут работать»
Вопрос: Как часто студентам приходится совмещать учебу с работой — у нас и за рубежом?
Ответ: У нас это стало реальностью, с которой пока ничего нельзя сделать. Приходится работать, потому что если студент будет только обучаться, то чаще всего у него просто не будет средств для существования. Не всех могут обеспечить родители, особенно тех, кто проживает в больших городах. Поэтому с третьего-четвертого курса студенты идут работать, и им даже выгодно не ходить на экзамены, а каким-то другим образом это решить, чтобы пойти работать. И если были бы созданы условия, чтобы люди более спокойно переходили или на индивидуальный план обучения, или на необязательное посещение аудиторных часов, лекций, — то это было бы намного лучше. Потому что сейчас созданы условия, когда надо отрабатывать пропущенные занятия. Так быть не должно.
А за границей существует модульная система, которая, как известно, практикуется и у нас, но она полностью оторвана от Болонской системы, в которой главное — сдавать экзамены и определенные контрольные, а в остальное время лекции посещать необязательно.
Там условия трудоустройства во время обучения намного более благоприятны, потому что нет как такового контроля посещения лекций. Как показывает практика, это нормально. В Европе студенты успевают и учиться, и работать, и нормально получать знания.
Вопрос: То есть это не мешает учебе?
Ответ: Я бы не сказал, что это мешает учебе.
«Студентам часто читают старые лекции, которые не отвечают реалиям»
Вопрос: А какие факторы студенческой жизни могут мешать получению качественного образования в Украине?
Ответ: В первую очередь, это то, что преподается устаревший материал. Потому что даже в престижных вузах часто преподают люди уже старшего возраста, — они абсолютно не обновляют ни свои лекции, ни знания, которые передают, соответственно новым тенденциям рынка, экономики и прочего.
Не секрет, что каждые три-пять лет происходит значительное обновление базы знаний, каждый день количество этих знаний увеличивается. И прогрессивный преподаватель должен постоянно отслеживать в интернете новые профессиональные методики преподавания, новые знания, появляющиеся в этой сфере, и, соответственно, доносить их до студентов. А им часто читают уже абсолютно старые лекции, которые не отвечают реалиям.
Например, в технических вузах выпускник не может прийти и нормально работать на оборудовании, к примеру, в агрокомплексе, когда абсолютно новая техника — тракторы и т. п. — привозятся из-за рубежа или даже производятся у нас. Студент не до конца знает, как ею пользоваться, потому что это в вузах не преподается, потому что рынок труда оторван от обучения. Вот эти факторы важны. Я думаю, что на самом деле это самое главное, так как вуз должен дать студенту старт для успешной карьеры. Он эту функцию не исполняет, так как существует какой-то перекос в гуманитарной сфере. Например, нужно изменять видение истории, то, каким оно было раньше, видение определенных событий в истории — в технических вузах это устаревший материал. Во всех учебных заведениях это анахроничность самой системы, когда не используются новейшие методики, новейшие технологии. Эти факторы влияют.
Вопрос: Как государство поддерживает молодых людей, которые получают образование в Украине? И как за границей госслужбы содействуют тому, чтобы студентам было комфортно?
Ответ: За рубежом нет такой широкой практики бесплатного обучения. Это скорее практика Советского Союза, которая продолжает использоваться в Украине. И можно говорить о том, что это может быть и позитивно, потому что это реальная возможность для молодежи, для молодых талантов учиться бесплатно.
С другой стороны, как я уже говорил, отбор молодых людей при поступлении сейчас в Украине не очень объективен. Этот аспект важен для сравнения государственной поддержки — в Украине и за границей. У нас сейчас работает система обеспечения студента работой в сельской местности. Например, ему дают 10 минимальных зарплат в качестве «подъемных», жилье на три года. А если он больше 10 лет работает, то жилье передается ему в собственность. Это довольно хороший стимул. Потом, есть, например, льготная категория молодых людей, поступающих в университеты. Это те, кто получает распределение. В частности, молодые люди из сельской местности, которые направляются в конкретный вуз учиться и потом возвращаются в то же село, чтобы там стать специалистом и, соответственно, квалифицированным работником. Есть и такие гарантии.
За границей гарантии касательно стипендий касаются личной успешности студентов. Есть специальные фонды, которые помогают им уже во время обучения. То есть, нет льгот при поступлении, но если ты себя хорошо проявляешь во время учебы, то можешь выиграть scholarship, так называемый грант — стипендию, которая, соответственно, будет покрывать твои расходы на обучение или их часть. Таковы льготы за границей. А говорить о том, что как-то студента тянут, чтобы вывести на уровень других, то такого нет. Там все зависит от личных качеств: если ты успешен, то можешь практиковаться, стажироваться и потом устраиваться на работу в успешные компании. И точно так же получать стипендию.
У нас в Украине, кстати, — не знаю, насколько велика здесь роль государства, — но в Восточной Украине кадровые отделы предприятий энергетического комплекса отслеживают студентов уже со второго курса. Они фактически присматривают им места работы на своих заводах, в цехах и доучивают необходимым навыкам и знаниям уже у себя на предприятии. Это угольный, энергетический комплекс и т. д.
«Молодые люди должны оставаться работать в Украине»
Вопрос: Как много студентов к этому приобщают?
Ответ: Мало. Потому что, во-первых, это региональный принцип. То есть, на востоке Украины такое практикуют только технические вузы. В процентах, я сказал бы, что это пять-десять процентов студентов, не больше. В аграрном секторе — университетах, например, в аграрных комплексах и на предприятиях, которые участвуют в экономикообразующих процессах страны, не только предоставляют работу студентам, — есть варианты работать за границей в агропромышленном комплексе. Но это, конечно, неправильно — ехать за границу. Молодые люди должны оставаться работать в Украине.
Вопрос: Вы говорили о том, что государство предоставляет возможность поехать в село. Как много людей соглашается на это?
Ответ: Мало соглашается. Этой программе нет и нескольких лет. Пока что слишком сложно заманить молодых людей в сельскую местность, особенно, если они оттуда переехали в большой город. Поэтому, во-первых, эта программа должна быть популяризирована, нужно разъяснить все преимущества. А во-вторых, возможно, создать какие-то еще дополнительные условия для молодых людей, чтобы заинтересовать их в этой программе. То есть, жилье — это правильно, но зарплата, например, там все равно низкая для молодого специалиста. Может, должна быть более высокая зарплата для молодых людей.
Вопрос: Какова в Украине роль студенческих организаций, объединений, кто может туда обратиться и какую помощь могут получить студенты в этих организациях?
Ответ: Помощь может быть самая разнообразная. В нашей организации мы практикуем два вида помощи. Во-первых, это когда студент обращается к нам оперативно и просит решить какую-то ситуацию в его учебном заведении. Например, нечестная оценка знаний, взяточничество и так далее. Тогда мы определенным образом реагируем. Пишем публичные обращения или пробуем вести диалог с Министерством образования. Но захочет Министерство отреагировать или нет — зависит уже не от нас. Наша обязанность — придать огласке эту ситуацию, чтобы она не замалчивалась. Это первое.
Второе — это конкретные случаи, когда мы помогаем студентам с трудоустройством. Например, в нашей организации есть программа, которая называется «Академия навыков». Она заключается в том, что мы приглашаем молодых людей и бесплатно доучиваем их навыкам, которым не учат в вузе. Например, стрессоустойчивости, умению управлять своим временем. Следующее — это психологическая адаптация в коллективе, умение себя презентовать. Это навыки, которые помогут в диалоге с работодателем при трудоустройстве. Такая программа у нас уже работает, совершенствуется веб-сайт, где студент может зарегистрироваться и просматривать тематические видео, там же — знакомиться с работодателями, которые потенциально могут его трудоустроить.
Вопрос: Кто финансирует и помогает студенческим союзам, организациям?
Ответ: По-разному: некоторые союзы существуют за счет благотворительных взносов своих членов, некоторые — за счет государственных грантов и программ. Есть такие, которые получают гранты международных фондов, другие — просто собирают деньги со своих членов целенаправленно на определенные мероприятия или акции. Наше финансирование — это и взносы членов, и средства от государства, и гранты от коммерческих компаний и фондов, то есть, у нас различные источники финансирования.
Вопрос: Опишите, пожалуйста, личность украинского студента. Кто это, как он живет и чего может достичь, когда получит образование?
Ответ: Украинский студент — это прогрессивный человек, который разбирается в новейших технологиях обучения, который в случае нехватки материала в учебном заведении может найти что-то самостоятельно и развить необходимую тему для своего совершенствования. Это молодой человек, активно ищущий свою позицию в жизни — своей и общественной.
«В Европе у молодых людей больше перспектив для того, чтобы принимать участие в реальном управлении государственными процессами»
Вопрос: Государственная служба учебных заведений не так давно устроила «рейд» проверок в ВУЗах, в том числе и в национальном университете им. Шевченко. Чем обоснованы такие внеочередные проверки именно сейчас?
Ответ: Я думаю, что повторяется ситуация 2004 года. Студентам просто запрещают свободно высказывать свои взгляды на то, что происходит в стране. Ведется контроль, посещают ли студенты пары или проводят время как-то иначе.
Именно сейчас — потому, что известно: молодежь и студенты везде и всегда были движущей силой великих изменений. У нас это было в 2004-м. Все помнят студенческую революцию во Франции.
Сейчас стало понятно, что с молодежью не проводилась нормальная работа за времена независимости, не было системного подхода. Соответственно, молодые люди сейчас занимаются тем, что им нравится и тем, что они считают нужным, — для того, чтобы в стране произошли изменения к лучшему — в их понимании. Именно поэтому молодежь может быть в авангарде активных действий.
Таким образом, проверки организованы для того, чтобы молодые люди не ходили на акции, а сидели на парах. Так они более контролируемы.
Вопрос: Как бы Вы оценили действия инспекции, заявления министра образования, поведение преподавателей и решение студентов о голодовке в связи с проверками?
Ответ: Я абсолютно нормально это оцениваю. Украинский студенческий союз в 1990 году тоже объявил всеукраинскую голодовку. Как мы помним, тогда это привело к тому, что студенты были приглашены в Верховную Раду, чтобы высказать свою позицию. Тогда сняли c поста Виталия Масола (председателя Совета Министров УССР, – Inpress.ua), тогда были сделаны уступки по поводу армии (демонстранты требовали возможности украинским призывникам служить на территории Украины, – Inpress.ua), это было очень важно.
Поэтому студенческая голодовка может быть эффективным механизмом, как показала практика. Плохо то, что студенты вынуждены голодать, чтобы привлечь к себе внимание, и это говорит о том, что в стране не все в порядке.
Вопрос: Насколько эта ситуация адекватна, по Вашему мнению? Допустимо ли такое в Европе, например? Как часто там студенты заявляют об ущемлении их прав и проводят аналогичные акции?
Ответ: «Украинский студенческий союз» является членом «Европейского демократического студенчества», и мы знаем, как там в таких ситуациях поступают.
Там точно так же студенты выходят на акции протеста. Но, с другой стороны, в Европе студенческие организации больше сотрудничают с партиями, которые находятся у власти. Например, в Германии выступают с лозунгом: «Давайте учиться, а не блокировать». Простыми словами, эти организации проводят разъяснительную работу — в частности, почему нужны определенные изменения и реформы. Там они занимают другую позицию.
Но мы также знаем, что в Европе есть молодые министры. У молодежи там есть реальная возможность пройти во власть и решать важные вопросы как для страны в целом, так и для молодого поколения.
В Европе широко распространена практика, когда представитель студенческой организации посещает партийные сборы правящей партии, приходит и служит на благо обществу, а со временем может стать руководителем или добиться того, что молодежная организация будет представлена в стране на ключевых позициях. У нас в Украине нет такой возможности.
То есть протесты в Европе тоже есть, но молодежь слышат быстрее, чем у нас. Там у молодых людей больше перспектив для того, чтобы принимать участие в реальном управлении государственными процессами.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.