Наркозависимыми людьми совершается до 80% всех уличных преступлений. Таковы данные Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Украине. Наибольшее число наркоманов, по информации начальника Управления, полковника милиции Олега Школьного, зафиксировано на юге и востоке Украины, а также в Киеве.
В столице, кстати, в связи с последними событиями и соответствующим скоплением людей — об уличных преступлениях и говорить не приходится: количество только карманных краж в центре увеличилось в полтора раза. Как выглядят на рассвете подъезды и подвалы домов центра и окрестностей — спросите у местных жильцов…
Но что в «наркологической» статистике особо пугает: если распространители наркотиков, в основном, молодые люди старше 29 лет, которые не работают и не учатся (а также ранее судимые), то средний возраст потребителей зелья, по данным медиков, снизился… до 14 лет.
Нужно ли говорить, что наркотики высасывают из человека все: деньги, здоровье и, как финал — жизнь?.. К тому же непременными спутниками на этом пути становятся всевозможные болезни: от гангрены до СПИДа. Где находится «ахиллесова пята» украинской наркомании и возможно ли разрубить гордиев узел коррупции, нередко сопровождающий наркотики?
Наркоманов у нас хватало задолго до тлетворного влияния Запада: еще перед Первой мировой войной «первая волна» получила свой мощный толчок в виде кокаинистов и морфинистов. В те веселые времена кокаин использовался стоматологами в качестве анестезии и его легко было приобрести.
В годы революции и Гражданской войны кокаином и морфием очень даже любили баловаться работники ЧК и иных департаментов. Во время войны на иглу сели инвалиды, в общем-то, беспомощные перед страшными болями после ранений и контузий. После войны наркотики, в частности кодеин, свободно продавались без всякого рецепта в советских аптеках, например «Кодеин-сахар» или «Кодеин-сода» стоили буквально копейки и представляли собой вполне убойный состав, чтобы сесть на него основательно.
Поняв, что с этим надо что-то делать, государство запретило свободный оборот наркотиков, в частности, та же «Кодеин-сода» пропала из аптек, но появился, к примеру, пенталгин, в котором также присутствовал кодеин. Он продавался без всякого рецепта и стоил дешево, а наркоманы лихо приспособились нехитрым способом этот кодеин извлекать и употреблять внутривенно. Так что наркомания у нас была, но имела форму вялотекущей болезни.
В период провозглашения перестройки на сие явление начали обращать внимание и даже вести учет: зарегистрированных обнаружили порядка 67 тысяч, «незасветившихся», естественно, больше.
Тогда же вспыхнула борьба с наркоманией: начали активно печатать и раздавать листовки и плакаты, демонстрировать социальные ролики и документально-художественные фильмы, милиция стала регулярно выезжать на рейды и производить облавы на обнаруженные в домах притоны. Борьба была неистовой, но ощутимых результатов приносила мало. Не было реабилитационных центров и подкованных психологов и токсикологов; как же, в Советском Союзе нет наркомании, потому что не может быть! И все это на фоне сжигаемых маковых плантаций и скашивания посадок конопли.
Кокаина с ЛСД («кислотой») у нас особо не было, но опиаты, вплоть до героина, делали кустарно на кухнях. Частично из опийного мака, доставлявшегося из Средней Азии и произраставшего в Украине; частично из масличного мака (обычного, с меньшей концентрацией морфина), росшего везде: и в городском цветнике, и у бабушек в палисадниках.
А еще потреблялись расхищаемые из больниц препараты: кодеин, кодтерпин, промедол и т. п. Из стимуляторов с началом 1980-х резко развился (запрещен был только в 84-м) эфедрон (джеф, марцифаль), элементарно приготовлявшийся из эфедрина гидрохлорида (либо его экстракт из мази для носа «Сунорэф»), перманганата калия (марганцовка) и уксусной эссенции. Позднее он прогрессировал в первитин (винт).
Вообще, наркоманов в Украине в советский период было не слишком много. Тяжелая жизнь вкупе с жестким политическим режимом, закрытостью границы и неконвертируемым рублем (а потому — не интересным для западной наркомафии) сыграли на руку. С началом 1990-х, когда люди вошли в постсоветский коматоз, во многих украинских регионах можно было обнаружить валяющиеся на улицах шприцы и упаковки от лекарств.
Сегодняшняя Украина во многом обязана всплеском наркомании недостаточно эффективным мерам борьбы с этим злом, которые предпринимались государством с первых лет независимости. Слабый контроль законного оборота наркотиков, приторговывание отдельно взятыми правоохранителями и трамадоловый скандал стали благоприятной почвой для увеличения числа употребляющих «белую смерть».
Самый распространенный продукт украинских маковых плантаций — «компот» — низкокачественный ацетилированный опий, содержащий 10-12% героина. Эта темная жидкость способна вызвать моментальное привыкание, что называется, взять человека в клещи прочной зависимости.
Трамадол — синтетический наркотик из семейства опиатов — десять лет был фактически в свободной продаже как обезболивающее. Его производили как официально на фармзаводах, так и нелегально. Объем трамадола, поступавшего в продажу, в 50 раз превышал его потребность для больных. Результат: трамадольная наркомания в Украине принесла смертей и инвалидностей среди молодежи не менее 20 000 в год.
Только под давлением общественных организаций трамадол был официально признан наркотиком в 2008 году. Производство было взято под контроль и уменьшено, но тонны трамадола не уничтожены. Похоже, кое-кому выгодно, чтобы он оставался продуктом сбыта и продолжал убивать украинскую молодежь.
О том, что наркоманы вкупе с гомосексуалистами составляют большую часть группы риска среди зараженных СПИДом и ВИЧ, стало известно еще в 80-х. Сегодня же среди употребляющих инъекционную отраву каждый пятый заражен ВИЧ либо имеет другую «прелесть» — гепатит В. И это не считая «венерички», которой подвержены практически все.
Как только человек попадает в наркотическую сеть, все его мысли начинают крутиться лишь вокруг очередной дозы. И чтобы ее получить, наркоманы идут на все — при помощи обмана, фальсификации, мошенничества, попрошайничества, вымогательства они получают некую сумму денег, ищут случайные заработки, забирают деньги у семьи, продают личные вещи и предметы общего пользования семьи.
Когда выносить из дома уже нечего, наркоман идет на преступление, сначала — не тяжкое, вроде мелких краж у бывших друзей и знакомых. Но по мере развития болезненной тяги преступления переходят в разряд более существенных: грабежи, кражи, убийства.
При всем этом многие препараты, по сути являясь наркотическими веществами, по-прежнему продаются в украинских аптеках без рецепта. Правила продажи разных групп препаратов имеются везде и фармацевты наверняка их читали, но на момент продажи как-то забыли. Еще бы: ведь «торчки» приносят немалую прибыль (естественно, пока они в состоянии волочить ноги и приносить деньги).
Фармакологические заводы также очень стремятся продавать наркотики украинцам в немедицинских целях под любым предлогом, к примеру, «заместительной терапии». Суть этого «лечения» состоит в том, что нелегальные наркотики замещаются легальными синтетическими, например, метадоном, который гораздо токсичнее героина и «слезть» с метадона гораздо сложнее по причине более сильной ломки. «Плюсы» метадоновой программы лишь в обогащении фармкорпораций за счет денег государственного бюджета.
Проблема достигла своего если не апогея, то, во всяком случае, стала достаточно большой, чтобы наркологи, психологи, ученые и чиновники забили тревогу.
Число украинских наркоманов растет, в среднем, на 8% в год — тенденция, стоит заметить, одна из самых высоких в мире. 70% наркоманов — молодые люди до 25 лет, которые редко доживают до своего четвертьвекового возраста. Разумеется, наркомания в Украине оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию.
Малая эффективность борьбы с наркотиками на сегодняшний день кроется в нескольких факторах. Это и борьба чаще с потребителями, нежели с продавцами запрещенных препаратов, и относительно небольшая степень ответственности, и несовершенное законодательство.
Но не все так безнадежно. Создана Государственная служба по контролю над наркотиками, появляются реабилитационные центры, ведутся профилактические работы среди населения, особенно — в глубинке, где наркомания давно стала в порядке вещей.
А в начале 2013 года в Верховной Раде был принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины относительно усиления ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств и одурманивающих средств».
Параллельно идет разработка и внедрение социальных программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни. То есть человеческое здоровье ценно не только для его обладателя, но и для общества в целом. Ведь каждому погрязшему в наркотиках рано или поздно захочется иметь семью, хорошую работу и перспективы на будущее.
Однако это все лишь надводная часть айсберга. Для того, чтобы перекрыть доступ к наркотикам и поставить на ноги тех, кто еще не стоит обеими ногами в могиле, необходимо выкорчевать из правоохранительных рядов оборотней в погонах, закрывающих глаза на торговлю зельем; нужно усилить на порядок ответственность за реализацию запрещенных синтетических препаратов.
А еще стоит пристальнее заглянуть в Министерство здравоохранения и поинтересоваться, почему оборот наркотических веществ происходит бесконтрольно, а причастных — беспощадно снимать с должностей и наказывать по всей строгости закона. Пока борьба не перейдет в свою бескомпромиссную фазу по всем, без исключения, направлениям, наркомания будет то тут, то там пускать свои корни.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.