Сегодня очень многое зависит от украинского правительства. Именно у него в руках сейчас находятся все рычаги, которые в том числе позволят не снижать темпы реализации энергосберегающих программ. Безусловно, внедрение энергосберегающих технологий при сохранении сверхвысокой цены на российский газ только усилилось бы. Вообще, лучшего стимула для модернизации, чем высокие цены, в мировой экономике еще никто не придумал. Поэтому сейчас может быть определенное ослабление интереса к энергосберегающим программам, однако я не думаю, что это будет полный отказ. Трезвомыслящие промышленники и предприниматели давно уже должны были себе уяснить, что дешевых энергоресурсов уже не будет. Никогда. Если сейчас мы получим от «Газпрома» определенную скидку, то рано или поздно цена все равно вырастет. Не потому, что «Газпром» плохой или Украина, предположим, как-то будет не совсем адекватно себя вести. Дело в другом, эра дешевых энергоносителей, в том числе углеводородов, осталась далеко в прошлом. Поэтому никаких страшных последствий я не ожидаю, наоборот, по всей видимости, даже будет зафиксирован определенный рост промпроизводства. Сознательность и понимание ситуации со стороны промышленников, плюс грамотная политика правительства, напротив, могут предоставить дополнительный финансовый ресурс, который предприятия смогут направить на модернизацию, и в том числе использование энергосберегающих программ.
Кроме того, стоит отметить, что скидка на газ от России существенно обозначится и на сокращении дефицита бюджета ГК «Нафтогаз Украины». Дефицит, конечно, сохранится, но при этом он не будет настолько колоссальным, как в 2012 и 2013 годах. По итогам прошлого года бюджетный дефицит «Нафтогаза» превысил 21 млрд грн. Я думаю, что в текущем году этот показатель может быть меньше, потому что импорт газа был соответственно меньше..
При этом в следующем году, думаю, мы закупим минимум 33 млрд куб. м российского газа – и это хорошо. Это только поспособствует нашей промышленности и коммунальному сектору. Если речь идет об уменьшении потребления газа, то в нашем случае надо четко понимать, за счет чего это происходит. Если мы потребляем меньше газа за счет остановки химических заводов, то я против такой экономии. Если речь идет о процессах в коммунальном секторе, то здесь тоже не все так просто. Начнем с того, что газ – это экологически чистый вид топлива, никто еще не додумался поставить котельные в центре крупного города и начать топить углем. Теоретически это можно сделать, однако эта угольная пыль начнет оседать на форточках в том числе и народных депутатов, и простых людей – то же самое, что в Китае, где уголь – основа энергобаланса. Я не хочу жить в такой стране. К чему я это все веду? К тому, что далеко не всякое снижение потребления газа принесет большую пользу для общества и для экономики. Как минимум в сегменте отдельных промпредприятий, в частности химиков, это точно не польза, потому что газ для них – это сырье. А раз уж мы строим рыночную экономику, то в перспективе никто Украине продавать газ дешевле, чем он стоит, не будет.
О новом формате украино-российских отношений читайте в статье Артема Ивановского «Украина — РФ: новое дыхание старой дружбы».
О способах Украины отказаться от российского газа читайте в статье Юрия Мазурца «Горящая цена свободы — как Украине снизить зависимость от газа».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.