Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Евгений Димитраш. Украина и Россия – кому без кого хуже?

21 мая 2014, 11:38 3

Именно так: «кому без кого хуже». В сегодняшней Украине с ее воспаленным юго-востоком и нарывающим Донбассом на самом высоком политическом уровне все чаще звучат заявления о чуть ли не полном разрыве любых экономических и политических отношений с Российской Федерацией. На восходящей антироссийской волне в западных и центральных областях Украины подобные заявления проходят, то называется «на ура».

Да и сама украинская национальная идентичность (в последнее время это становится особенно очевидно) выстраивается преимущественно на противопоставлении всему русскому. Порой невольно складывается тягостное ощущение, будто без такого противопоставления украинская национальная идея – лишилась бы своей несущей конструкции.

При этом мало кто учитывает, что украинско-российское экономическое сотрудничество – это не одни только газовые контракты, как наверняка многие себе представляют, но еще и огромное количество всевозможных точек соприкосновения в иных сферах, начиная сельскохозяйственной и заканчивая военной промышленностью. Но обо всем по порядку.

Итак, газ. Пожалуй, самая болевая для обоих государств точка взаимодействия в контексте как политических, так и экономических двусторонних отношений. За два десятилетия было всякое – цена на российский газ для Украины то падала, то поднималась, то вновь снижалась – в зависимости от политической повестки. Чего уж греха таить. В свою очередь украинское руководство искусно спекулировало на теме ГТС, вынудив тем самым Россию всерьез озадачиться вопросом альтернативных газопроводов в обход Украине.   

В I квартале текущего года Россия продавала Украине газ по $268,5 за 1 тыс. куб. м в соответствии с договоренностями, подписанными президентами Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. Но с 1 апреля Киев лишился этой скидки, и цена топлива повысилась до $365,5 за 1 тыс. куб. м, а затем подскочила до $485 с учетом введенной в России таможенной пошлины на поставляемый Украине газ.

Сегодня Киев должен российскому «Газпрому» порядка $3,5 млрд. По факту наша страна не оплатила поставки российского газа за IV квартал 2013 года, а также за февраль-апрель 2014-го. Российские газовики выставили украинской стороне счет по предоплате. И если до 31 мая он не будет удовлетворен, то весьма вероятно, что уже с 1 июня российское «голубое» топливо перестанет поступать в Украину, что неизбежно повлечет за собой тяжелейшие социально-экономические последствия для государства.

Впрочем, и.о. президента страны Александр Турчинов на днях заверил, что Украина вполне себе обойдется без российского газа, который, по всей вероятности, вскоре все же перестанет поступать, поскольку денег на предоплату в украинской казне просто-напросто нет. Основной месседж Турчинова: «заграница нам поможет». Правда, каким образом: толи топливом, толи деньгами, толи советом – пока не совсем понятно. В любом случае, ждать разгадки осталось недолго.

Справедливости ради стоит отметить, что газ – хоть и крупнейшая, но отнюдь не единственная глава в романе о непростых украинско-российских отношениях. Более полную картину экономического взаимодействия позволяют получить данные по товарообороту между двумя странами до начала киевских событий, приведших к смене конституционного строя в Украине.

Невзирая даже на то, что товарооборот между Украиной и Россией в минувшем году заметно снизился, основным внешнеэкономическим партнером нашей страны по-прежнему остается именно Россия, в силу ее территориальной и экономической близости.

В структуре импорта Украины из России в январе-октябре 2013 года основными товарными группами были: минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, высокотехнологическое оборудование, средства наземного транспорта, черные металлы и изделия из них, а так же удобрения, пластмассы, каучук и резиновые изделия, бумага и картон.

При этом Украина экспортировала в Россию машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукцию химической промышленности, а также древесину и изделия из нее.

Как видно, по важности и актуальности взаимопоставок наблюдается определенный паритет, с небольшим перекосом не в пользу украинской экономики. Поскольку нашу сельхозпродукцию и российское высокотехнологичное оборудование, как ни старайся, очень сложно разместить на одной ступени в системе государственных ценностей.

Вдобавок ко всему нынешнему украинскому руководству крайне важно признать: для Украины Россия едва ли не единственный рынок сбыта. Тогда как для России Украина – лишь один из многих, к тому же, далеко не самый крупный. А посему вывод напрашивается вполне закономерный, хотя и совершенно неутешительный для Украины: в случае разрыва торгово-экономических отношений с Россией украинская экономика пострадает в значительно большей степени, нежели экономика соседнего государства.  

Сразу же после намеченных на 25 мая президентских выборов, кто бы на них не победил – будь то Порошенко или же Добкин, новоявленному лидеру украинской нации непременно придется озаботиться налаживанием конструктивного диалога с Российской Федерацией. Все потому, что Россия без Украины вполне себе выживет, а вот существование Украины без соседской поддержки России – вызывает большие сомнения в экспертных кругах.

Конечно же, помочь Украине, оказавшейся в глубочайшем политическом и экономическом кризисе, вполне могла бы неравнодушная Европа. Правда текущие украинские запросы скорее всего приведут к столь колоссальным затратам, что в скором времени самому Евросоюзу может вдруг экстренно понадобиться чья-то помощь.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях