За три дня, прошедшие с момента очередного «отпускания курса» 5 ноября, Национальный банк был вынужден понизить официальный курс гривны почти на 12%. Одновременно – накануне уик-энда – были опубликованы цифры катастрофического сокращения золотовалютных резервов более чем на 23%, объем которых упал до $12.6 млрд. И эти макроэкономические «рекорды» были зафиксированы накануне приезда в Украину миссии МВФ. Судя по всему, главным аргументом руководства Кабмина и НБУ в пользу выделения очередного транша будет не столько выполнение Украиной условий Фонда, сколько катастрофическая макроэкономическая ситуация. Возникшая, отчасти, из-за выполнения условий МВФ.
С ростом курса пропорционально «утяжелился» по отношению к ВВП внешний долг Украины, возросла гривневая цена российского и «реверсного» газа, давая повод кабминовским либералам задуматься об очередном повышении цен для населения. При этом сегодняшние реальные потери многократно больше завтрашних возможных приобретений от импортозамещения.
Важно отметить, что скачок курса не привел к увеличению предложения наличного доллара – $200 «в одни руки» по-прежнему являются серьезной проблемой. De facto доллар в Украине перестал быть свободно конвертируемой валютой, что можно трактовать, как частичный дефолт украинской банковской системы.
Однако, больше всего и наиболее «зримо» страдают от девальвации национальной валюты заемщики, взявшие в свое время кредит в валюте. Одновременно растут риски банков, выдавших эти кредиты: по официальным данным проблемными является 10-15% таких кредитов, по признаниям самих банкиров – 50-70%.
По мнению экс-главы НБУ и экс-первого вице-премьера Сергея Арбузова, разумная помощь именно этой категории может позитивно сказаться на всем валютном рынке: «Вместо растраты международных резервов на продажу $200 долларов в руки по нерыночному курсу, которые все равно потом пойдут к спекулянтам, Нацбанку следует начать продажу валюты для валютных заемщиков, которые наиболее страдают от девальвации. Таких клиентов у банков сегодня - более 60 000. Однако суммы, необходимые для оплаты кредитов такими клиентами, - небольшие - около $50 млн. ежемесячно до стабилизации курса (для сравнения, НБУ продает для валютных касс банков около $0,5 млрд. в месяц). В случае реализации данной меры возрастет погашение валютных кредитов, что будет способствовать стабилизации ситуации в банковской системе страны».
Простые решения бывают разными. Ограничить выдачу валюты – тоже простое решение. Только оно ничего не решило, а лишь возродило «черный рынок» валюты в масштабах середины 90-х. Продавать доллары валютным заемщикам – тоже простое решение. Только базируется оно на профессиональном понимании законов финансово-банковской системы. И потому может дать позитивный эффект.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.