Онлайн-студия «Inpress-клуб» — проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. В прямом эфире без купюр и монтажа читатели нашего портала могут стать наблюдателями и участниками интересных бесед, острых дискуссий, обстоятельных интервью.
Гостями «Inpress-клуба» становятся лидеры общественного мнения, популярные ньюсмейкеры, любимцы публики, признанные авторитеты, чье мнение интересно широкой аудитории.
Напомним, 10 ноября в онлайн-студии «Inpress-клуб» мы с политологом Владимиром Золотаревым обсудили тему: «Власть VS украинцы - когда закончится кредит доверия». А 13 ноября онлайн-студию «Inpress-клуб» посетил экс-член совета НБУ Василий Горбаль. Тема разговора — «Девальвация гривны: В ожидании дна». Беседу вела Ольга Смалюхивская.
Ведущая: Добрый день. В эфире Inpress-клуб. Это проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. Сегодня у нас в гостях член Совета Нацбанка Украины Василий Горбаль, который являлся членом Совета с 2003-2005, с 2007-2014 г.г.
Я думаю, что вы, как никто, можете рассказать, что происходит в финансовой банковской системе. Сейчас вы, как и все мы – сторонние наблюдатели за тем, что происходит, и сегодня мы поговорим на тему: «Девальвация гривны: В ожидании дна». В последние недели после выборов мы очень четко видим по состоянию курса, что власть реально держала курс только до выборов, а сейчас отпустила его и, как говорил когда-то Леонид Макарович: «Маємо те, що маємо». Курс уже почти 16 грн., и говорят, что это далеко не предел. Как вы считаете, что будет дальше происходить с украинской гривной до конца месяца, года и к чему это приведет? Насколько я понимаю, что отдельные секторы экономики могут просто замереть на какое-то время.
Василий Горбаль: На самом деле мы еще до выборов видели значительную девальвацию, единственное, что последнее время после 5 ноября этот рост продолжился. Разнообразные попытки руководства Национального Банка стабилизировать ситуацию, которые со стороны напоминали некие лабораторные опыты. Придумав то или иное нововведение с точки зрения проведения порядка аукционов, валютного урегулирования, сложилось такое впечатление, что украинцы могут на себе испробовать все методы и формы валютного регулирования.
Обвинить Национальный Банк сейчас – примитивно, легко найти крайнего и все остальные не несут ответственность. Курсовая политика – это коллективная ответственность правительства и Национального Банка, потому что в основе лежат некоторые макроэкономические дисбалансы. Сейчас была бы уместна дискуссия по поводу критического импорта, что закупаем за ту валюту, которой у нас мало. Подобные вещи стоило бы обсуждать. Это проблема накопленная. Подобный дисбаланс экономики у нас начался с 2005 года, потом развивались достаточно стремительно.
Можно ответственно критиковать предыдущее руководство Национального Банка за искусственное сдерживание курса и т.д., но я – противник того, чтобы курсом выравнивали макроэкономический дисбаланс. Нужно рассматривать каждый сектор экономики, где мы можем увеличить экспортную составляющую, где можем сократить импорт – щепетильно разбирать экономику и этим заниматься.
Сейчас достаточно весомым фактором являются военные действия на востоке, но и косвенным фактором является то, что прошли выборы, а известий о формате в планах коалиции до сих пор нет. Ноябрь – достаточно тяжелый для украинской гривны, потому что это еще один фактор неопределенности, нестабильности и неуверенности в себе. Вчера на одном из ток-шоу будущий представитель коалиции заявил, что в пятницу уже будет текст коалиции, мне бы хотелось, чтобы такой стремительный рост курса доллара стимулировал политикум быстрее договориться.
Насколько я понимаю, речь идет о дележе портфелей, а не о выработке программы, потому что программа должна была быть ранее ввиду того, что не поменялся политический вектор – победили пропрезидентские силы, которые поддерживали на выборах президента Порошенко. Не произошло того, что резко в стране поменялся политический курс. Поэтому тот же политикум с правительством и Национальным Банком должен и обязан в ноябре внести в парламент план антикризисных мероприятий, провести дискуссию касательно гривны, курсовой политики с позиции регуляторов на уровне Кабмина, а может быть даже Совета Национальной Безопасности, и как можно быстрее закончить всю эту коалициаду, которая для меня, непонятно почему, так долго длится.
Ведущая: Василий Михайлович, скажите, пожалуйста, если будет нормальное большинство и новый Кабмин, когда будут какие-то гарантии того, что курс стабилизируется?
Василий Горбаль: Мне бы хотелось, чтобы этот вопрос неопределенности, как можно скорее сняли. Чтобы было заявлено спикерами будущей коалиции, мы понимаем, что есть Законом отведенные временные рамки касательно подведения итогов выборов, и их нельзя сократить, ввиду того, что Закон не менялся, выборы проходили по старой законодательной базе, поэтому действительно новый парламент может приступить к работе только в декабре, но беспрерывность власти говорит о том, что этот парламент работает до тех пор, пока не начнет работать следующий, а в нем значимая часть депутатов, которые знают, что они уже избрались.
Это не пауза, не перерыв, не каникулы. Национальный Банк не задействован в избирательном процессе, тем более первый заместитель руководителя Национального Банка в октябре анонсировал возможность отдачи антикризисного плана, кризис-пакета для рассмотрения в Верховный Совет. Это ясность и четкость для участников рынка, плюс здесь есть проблемы, которые уже проговорены многими экспертами, которые действительно необходимо принять.
К сожалению, мы не извлекли уроки даже из кризиса 2008-2009 года, когда также были наговорены многие вопросы и проблемы, которые можно было закрепить Законодательством: это санационные учреждения, это и изменения работы Фонда гарантированных физических лиц. За последние три месяца тем наговорено достаточно много и под них уже, как я понимаю, есть законодательный уровень, просто все это надо суммировать и внести в зал для обсуждения в Верховный Совет.
Ведущая: Сейчас в Украине находится Миссия МВФ, и если бы уже было создано новое правительство, было бы четкое понимание у Миссии, как работать с Украиной дальше?
Василий Горбаль: Была бы почва для разговора с Миссией МВФ. Можно было бы показать, что коалиция у нас уже сложена, но мы ее объявим только в декабре, потому что есть законодательные термины касательно начала работы нового Верховного Совета и у нас есть такой антикризисный план, тем более уже сейчас некоторые представители МВФ признают, что некоторые их рекомендации были ошибочны.
Действительно ситуация сама по себе уникальна в виду военных действий, в виду общей накопленной макроэкономической ситуации, поэтому тут нет ничего страшного. Миссию Международного валютного фонда воспринимают именно как экспертов, а не как людей, которые навязывают инструментарий действий, и, наверное, так и надо к ним относиться: если мы в каком-то вопросе чувствуем свою правоту, ее надо отстаивать.
Ведущая: В какой-то мере власти выгодно все списывать на войну. Часть можно списать, а за какую часть должно отвечать правительство?
Василий Горбаль: Война действительно влияет на иррациональное поведение бизнеса и паника населения существует. Это прискорбный факт, что до сих пор гибнут люди, и еще накопленный макроэкономический дисбаланс, который существует в экономике последние 10 лет, решение которых – это действительно прерогатива правительства с банковским регулятором, но в основном, это все-таки правительство. Это вопрос национальной безопасности, и рассматривать его надо, жить по средствам, как в семейном бюджете, так и в стране.
Ведущая: Ситуация настолько тяжелая, что какие-то элементарные шаги уже не помогут. По вашему мнению, какие радикальные меры надо предпринять Нацбанку и правительству, для того, чтобы не улучшить, но хотя бы стабилизировать ситуацию?
Василий Горбаль: Если говорить о регуляторах, то основная проблема кроется не в каких-то конкретных мерах, а в комплексе определенных мероприятий, которые бы позволили восстановить доверие к регулятору и к банковской системе. В комплекс мер входят кадровое укрепление регулятора и иная инновационная политика, возможно даже отмена каких-то ограничений, которые были введены раньше. Подорвано доверие и предлагая даже бесспорно правильные вещи, они разбиваются о стену недоверия. То, что мы наблюдаем сейчас, когда сама Глава Национального Банка говорит, что они с банками не договорились и курс не пошел. Для меня этот тезис сложнопонимаемый.
Ведущая: Как эксперт, как человек из этой сферы, как вы можете оценить профессионализм нынешнего руководства Нацбанка? Готово и способно ли оно сделать радикальные изменения?
Василий Горбаль: Я бы не перекладывал всю ответственность на руководство Национального Банка. Действительно при этом имеет место непоследовательная политика, метание со стороны в сторону с точки зрения принятия тех или иных ограничений и серьезный прокол с точки зрения публичной политики. То, что допустимо в бизнесе, какие-то оговорки, может быть более искренние размышления на публику о проблемах ситуации, в публичной политике – невозможно. Как реагирует население на ту или иную реплику? Тем более это план обсуждения или это будет принято завтра?
Или просто пошел поток сознания и очень часто, к сожалению, после интервью Главы Национального Банка возникает больше вопросов и нужно дорабатывать или той пресс-службе, с которой она работает, или ей самой. Это уже отмечают все эксперты и это есть проблема.
Ведущая: Вопрос читателя. Игра на колебаниях курса – это большая прибыль. Можно ли допустить, что сейчас просто кто-то зарабатывает на этом?
Среди людей уже есть мнения и в соцсетях много пишут, что Национальный Банк таким спекулятивным методом просто пытается заработать дополнительные деньги, играя на курсе, создавая ажиотаж, люди скупают даже по 16, потому что боятся, что завтра будет по 20.
Василий Горбаль: Я не исключаю спекулятивную составляющую в том, что происходит на рынке. К сожалению, она присутствовала, тем более, имея инсайдовскую информацию о введение новых изменений в ограничениях, можно спрогнозировать легкое укрепление или опять ослабление гривны, как это было за последние полгода, когда мы наблюдали, что курс мог за неделю вырасти на гривну, и потом откатиться на гривну назад. Колебание на гривну для какого-то объема операций – это существенный заработок. Поэтому я уверен, что подобные операции сделки на рынке имеют место.
Ведущая: Складывается впечатление, что мы идем по аргентинскому сценарию, что правительство специально ведет страну к дефолту. Возможен ли дефолт в ближайшие месяцы, что это будет означать для нашей страны? Выходит, что ни на какие инвестиции Украине пока что рассчитывать не стоит.
Василий Горбаль: Этот год характеризовался военными действиями, не притоком инвестиций, а наоборот, их физическим сокращением. Тут причина и война, а также то, что фактически ничего не было сделано за этот год по поводу улучшения инвестиционного климата. Можно часами говорить о борьбе с коррупцией, любые декларации, о которых говорит уже на протяжении 20-ти лет наш политикум.
Я бы не сравнивал нашу ситуацию с ситуацией в Аргентине – это абсолютно разные вещи. В 2009 году я был участником программы Шустера, когда вся студия чуть ли не агитировала за аргентинский сценарий, весело подбадривая друг друга как это будет, когда будут выбиваться витрины в магазинах, банках, но я упрямо рассказывал, что на самом деле ситуация у нас далеко не такая. Но кому-то даже такой экстрим интересно комментировать. Поэтому подобного сценария у нас не будет с точки зрения баланса государственных финансов. Да, есть риски по российскому займу.
Дефолт – это невозможность заемщика рассчитаться в сроки по долгам. Заемщик объявляет о подобной ситуации, и дальше идет работа с кредиторами: в стране не выключается свет или еще что-то. Мировые кредиторы понимают ситуацию в стране, что она тяжелая и критичная. Наоборот, это возможность сейчас Украине понять, кто действительно искренне верит в Украину из наших международных партнеров и дальше будет последователен в своей политике поддержки Украины, а кто – сторонний наблюдатель и ждет развязки конфликта с Российской Федерацией и начала реформ.
Ведущая: То, что происходит с гривной, приведет к состоянию дефолта в Украине или мы реально забегаем наперед?
Василий Горбаль: Оно может привести к дефолту определенных крупных государственных компаний и определенной части бизнеса.
Ведущая: По каким секторам экономики нынешняя ситуация ударит сейчас больше всего?
Василий Горбаль: Виток девальвации тянет за собой виток инфляции. То, что следует за скачком курса – это скачок инфляции. Мы достаточно длительное время рассчитывали инфляцию как однозначное число – до 10-ти, то сейчас говорить о том, что эта цифра будет меньше 20-ти, уже считается консервативным сценарием, т.е. это будет более 20-ти. Любой подъем курса на 10% добавляет к инфляции еще 3%.
Соответственно подъем цен коснется всех отраслей экономики и не так, как любят примитивно говорить, только импортеров. Необходимо смотреть, что мы закупаем, что мы можем сделать. Я когда-то занимался написанием научной работы на подобную тему, это как раз удел не только тех, кто занимается наукой, но и правительства в том числе.
Ведущая: Вопрос Читателя. Эксперты в последнее время хором предрекают обвал экономики России. По вашему мнению, в этих прогнозах больше позитива или негатива для Украины? Насколько внешние факторы влияют на Украину?
Василий Горбаль: Я совсем недавно общался со своими немецкими коллегами, которые в один голос говорят, что они пока не получили преимуществ от падения экономики Российской Федерации от введения санкций, поэтому проблема несколько в другом. Да, есть определенные корпоративные связи с экономикой Российской Федерации и я не отношусь к тем, кто радуется, что у России стало все плохо, а в данном случае лучше сделать свою экономику крепкой им назло. Если быть приверженцем этой теории, то лучше сделать именно у себя хорошо. Вот этот принцип я понимаю.
Ведущая: Как этот фактор влияет сейчас на Украину?
Василий Горбаль: Цифры до сих пор показывают связь экономики и влияние военных действий на панику, конечно, эта ситуация требует немедленного разрешения, стране нужен мир и восстановление хоть какого-то нормального формата взаимоотношений с Российской Федерацией. Это необходимо не только Украине, это необходимо миру: большой объединенной Европе и другим нашим стратегическим партнерам.
Ведущая: Хотя говорят, что прогнозы – неблагодарное дело, но я все-таки попрошу вас спрогнозировать в краткосрочной перспективе, каким будет курс?
Василий Горбаль: Есть любители поумничать, что нам надо дойти до дна, потом будет мощный толчок, и мы пойдем резко вверх. Для того чтобы отремонтировать старый дом, лучше его снести и построить новый, но куда деть жителей, которые в этом доме живут? Поэтому тут вопрос достаточно риторический и я уверен, что с объявлением коалиции, и надеюсь, что руководство страны понимает важность ускорения этого процесса, будут заявлены некоторые программные вещи, что период стабилизации начнется буквально с декабря, просто декабрь всегда положительно влияет на курс гривны, поэтому декабрь должен ситуацию несколько стабилизировать, но он не должен стать временем для отдыха, новогодних каникул и передышки, а временем подготовки тех программ, которые могут помочь в следующем году начать процесс по устранению макроэкономического дисбаланса, который непосредственно влияет на ситуацию с курсом.
Ведущая: Декабрь всегда более оживленный. Но потом январь и февраль – обычно эти месяцы самые сложные для бюджета, для страны. Есть такая возможность, что в декабре стабилизируется курс, а потом опять пойдет на дно?
Василий Горбаль: Для этого необходима консолидированная командная работа. Не так как сейчас правительство говорит, что они были ответственны за тот кусочек, а за все остальное они не отвечают. Так быть не должно. Должен чувствоваться командный стиль работы. Со стороны это не должно напоминать игру подножек, когда ждут, кто первый споткнется, и на его место поставят кого-то своего по своей партийной квоте. Такого быть не должно.
Ведущая: Ваши рекомендации: стоит ли бежать скупать валюту и золото или лучше держать деньги в банках или где-то под матрасом?
Василий Горбаль: Ко мне часто в быту обращаются с подобными вопросами. Сейчас при такой разогретой ситуации сложно давать советы, потому что они очень неблагодарные, но хочется верить, что разум восторжествует в головах наших руководителей и они поймут, что нужно заканчивать период коалициады, что плюс-минус одно министерство не решает вопросы на том фоне, когда движется настолько стремительно курс и ситуация.
Ведущая: Спасибо, что сегодня пришли к нам.
Напомню, что с Василием Горбалем мы обсуждали тему курсового рынка. Спасибо, что были с нами. До новых встреч.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.